«О специальной оценке условий труда».
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе Семёновский, Варнавинском, Воскресенском, Краснобаковском районах в связи с участившимися обращениями по вопросам дублирования полномочий Минтруда России и Роспотребнадзора при проведении специальной оценки условий труда и производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в части проведения лабораторно-инструментальных измерений и исследований на рабочих местах
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе Семёновский, Варнавинском, Воскресенском, Краснобаковском районах в связи с участившимися обращениями по вопросам дублирования полномочий Минтруда России и Роспотребнадзора при проведении специальной оценки условий труда и производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в части проведения лабораторно-инструментальных измерений и исследований на рабочих местах, разъясняет следующее:
Специальная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» путём проведения идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия в целях назначения льгот и компенсаций работающим. Согласно пункту 4 статьи 8, указанного федерального закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже, чем один раз в пять лет.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
При проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее – производственный контроль) необходимо руководствоваться санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Указанные санитарные правила в настоящее время не отменены.
В соответствии с указанными санитарными правилами производственный контроль проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путём должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырьё, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Производственный контроль включает:
1) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-противоэпидемиологическими правилами и нормативами:
- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
2) организацию медицинских осмотров, профессиональной, гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
3) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии её производства, критериев безопасности и (или) безвредности для человека и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
4) ведение учёта и отчётности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
5) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Номенклатура, объём и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учётом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.
Как в рамках производственного контроля, так и при проведении специальной оценки условий труда, лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Таким образом, при проведении производственного контроля могут учитываться протоколы лабораторно-инструментальных исследований, выполненных аккредитованными в установленном порядке организациями (в том числе при проведении специальной оценки условий труда), в случае если сроки проведения данных исследований совпадают со сроками установленными программой производственного контроля.
Учитывая изложенное, дублирование полномочий Роспотребнадзора и Минтруда России при проведении производственного контроля и специальной оценки условий труда отсутствуют.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.