18.03.2014 10:10 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Коррупциогенные факторы в нормотворчестве

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 утверждена Методика проведения антикоррупионной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – Методика).
Федеральный закон от 17.07.2009 № 172- ФЗ «Об антикоррупионной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определил, что кроме прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ, органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, правом проведения антикоррупионной экспертизы наделены институты гражданского общества и граждане.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 утверждена Методика проведения антикоррупионной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – Методика).

Федеральный закон от 17.07.2009 № 172- ФЗ «Об антикоррупионной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определил, что кроме прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ, органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, правом проведения антикоррупионной экспертизы наделены институты гражданского общества и граждане.

Методикой определены коррупциогенные факторы, которые разделены на 2 категории.

К первой относятся устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Указанные факторы можно определить следующим образом.

Широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций. В данном случае нормативные правовые акты содержат слова «может быть», «возможность», «могут быть», то есть не содержат определенных обстоятельств, при которых произойдет то или иное действие.

Выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Акт содержит положения противоречащие требованиям действующего законодательства, при этом отдельной категории лиц даются привилегии по отношению к остальным.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. В этом случае акт принимается не уполномоченным на то органом (должностным лицом).

Отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. В пример можно привести акт, который не содержит порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц.

Отказ от конкурсных (акционных0 процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага). Нормативные правовые акты  содержат условия приобретения права (блага) минуя установленную законом процедуру торгов.

Ко второй категории относятся коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. К ним относятся.

Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, установление неопределенных трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. В этом случае акт не содержит исчерпывающего перечня действий, которые необходимо выполнить, а также документов, которые необходимо представить.

Юридико – лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Должностные лица в актах закрепляют за собой право оценки, без указания достаточных критериев такой оценки.

Прокуратурой района регулярно проводятся проверки нормативных правых актов с целью выявления в них коррупциогеных факторов.

Проведенными проверками в 2013 году прокуратурой района выявлено 30 нормативных правовых акта, изданных органами местного самоуправления поселений и содержащие коррупциогенные факторы. На данные НПА были принесены протесты, которые по результатам рассмотрения были признаны обоснованными, в НПА внесены соответствующие изменения, исключающие коррупциогенные факторы.

 

 

Помощник прокурора Воскресенского района

 

юрист 1 класса                                                                                                   О.А. Ларионова

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

115